Развитие речи от 2 до 3 лет: возрастные нормы, как развивать речь и что делать, если ребенок не говорит.
Доброго времени суток дорогие читатели. Я рада что вы нашли эту статью. К в этой статье мы с вами поговорим на тему того, что дети в возрасте от 2 до 3 лет развивают речь свою довольно быстро.
Развитие речи в данном возрасте у детей происходит очень быстро. В возрасте 2 лет ребёнок очень чётко начинает выговаривать звуки, разучивать новые слова, он уже в состоянии говорит целыми конструкциями. Одним словом, его речевое развитие меняется каждый месяц. В этот период очень важно следить за речевым развитием ребёнка.
Возрастные нормы развития речи в 2 3 года.
В возрасте от 2 до 3 лет у детей существует возрастные нормы развития речи. Про них мы сегодня и поговорим дальше.
Каждой возрастной категории, соответствует свои свой уровень развития, в том числе и речевого. Мы уже знаем с вами о том, что первые слова у ребёнка должны появиться в возрасте 1 года. К трем годам у ребёнка уже формируется основная речевая база, поэтому это очень важный период для развития и формирования речи.
Словарный запас у ребёнка в возрасте от 2 лет накапливается очень интенсивно, и он составляет к концу третьего года жизни примерно 1.500 слов, сюда входят существительные и глаголы. Позднее появляется в речи прилагательные, местоимения, наречия, предлоги и союзы. В этом возрасте ребёнок уже может составлять предложения из 2-3 слов и объяснить, что он хочет. В качестве вопросов он задаёт простые слова в виде: как? Где? Почему? Ребёнок называет размер предметов, цвет, вкус, форму и качество. В речи у него могут появиться уже обобщение, например, яблоко, груша, апельсин — это фрукты. В речи у него угасают облегчённый типы слов, которые ранее он потреблял. Ребёнок в состоянии понимать обращенную к нему речь. К трём годам ребёнок должен нормально употреблять уже склонение слов в числе и вроде. В этом возрасте возможные замены звуков в словах. Некоторой слова могут быть сокращены. В этом возрасте у детей присутствует смягчение согласных звуков, трудности в произношении шипящих звуков.
Как развивать речь в 2-3 года.
Речевое развитие ребёнка в возрасте от 2 до 3 лет будет зависеть во многом от того, насколько много времени родители уделяли развитию речи у ребёнка. Прежде чем начинать занятия по развитию речи у детей нужно обратить внимание на следующие моменты.
Нужно начинать разговаривать с ребёнком ещё до момента его рождения. Когда вы с ним говорите, нужно смотреть на него. Важно установить зрительный контакт с ребенком. Ему важно видеть, как двигаются мышцы лица у родителей, как двигается язык и губы в момент речи.
Таким образом он сможет быстрее сопоставить звук и его артикуляционный образ. Если вы целенаправленно занимаетесь, то лучше всего находиться в это время перед зеркалом, чтобы контролировать все движения. Чем больше времени вы будете и тому уделять, тем лучше. В маленьком возрасте нужно будет повторять много раз, чтобы ребёнок запомнил. Родителям нужно набраться терпения, такие многократные повторения являются нормой. Если вы будете очень чётко и медленно проговаривать все слова, так быстрее и четче ваш ребенок сможет им научиться. Вы должны побуждать ребенка говорить, мотивировать его и поощрять. Если у него что-то не выходит, не стоит от его ругать. У ребёнка от излишних эмоций родителей также могут возникнуть трудности. Занятия по развитию речи должны проходить ежедневно, нужно контролировать утомляемость ребёнка. Нормой в таком возрасте является проведение занятий 10-20 минут в день, если ребёнок очень много получает информации через сказки, его словарный запас очень быстро пополняется. Обращайте внимание ещё на темперамент ребёнка и на его интеллектуальное развитие.
Упражнения для развития речи в 2 года.
Перейдём с вами к основным упражнениям для развития речи у детей в этом возрасте. Для расширения словарного запаса Вы можете использовать различные лексические темы и строить по ним занятия. Примерам лексической темы является тема «фрукты», «одежда» и «животные», а также «игрушки». Например, если вы изучаете тему игрушки, то можно взять мяч и пробовать его описать. Например, можно сказать какой мяч «Мяч зелёный, мяч круглый». При таких занятиях ведущую роль имеет родитель, он называет предметы, а ребёнок повторяет. Вам нужно лишь назвать предметы и спросить у него «что это?». Поощряете любой ответ ребёнка. Можно использовать загадки, используйте чтение простых стихов и попросить его закончить фразу. После прочтения нескольких таких рифмовок он сможет запомнить их легко. Можно использовать игры, в которых мама произносят первую часть слова, а ребёнок дополняет окончание. Можно также называть детенышей животных. Это поможет познакомить его с уменьшительной формой. Используйте игры на развитие воображения. Самый большой эффект будет от занятий, которые проводятся в игровой форме. Такими игровыми занятиями могут быть игры на имитацию звуков животных, птиц и предметов. Также можно привести пример игры, когда ребёнок угадывает звуки. Если у вас в доме есть игрушки в виде зверей можно сделать инсценировки с ними, можно устроить соревнования и попробовать протянуть звуки, например, такие как «АААА» и «ОООО» кто дольше протянет. Используйте игры на внимательность, например, такие игры «что исчезло?» или «что добавилось?» можно ещё использовать такую игру, когда вы прости его запомнить, что на вас одето, уходите в другую комнату и меняете какой-то предмет одежды и ребёнок должен назвать «Что изменилось?». Также стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику, самые простые упражнения помогут ему сформировать артикуляционный аппарат. Примерами таких упражнений могут быть упражнения где нужно вытягивать губы трубочкой, растягивает рот в улыбке, улыбнуться или просто показать зубы и язык. Можно также его просто попросить покороче смешные рожицы перед зеркалом.
Пальчиковые игры для развития речи в 2 года.
Хорошим примером игр для развития речи в этом возрасте являются пальчиковые игры. В головном мозге у ребёнка есть области, которые отвечают за речь. Стимулирование пальчиков рук помогает развиваться речевым центром. Чем больше развита у него мелкая моторика рук, тем быстрее он умеет говорить и строить предложения. Пальчиковые игры могут начинаться с обычного массажа, растирания и постукивание. К трём годам с ребёнком можно поиграть в потешки. Также хорошим примером будет сочетание игр с пальчиками и стихотворной формы текста. Так же очень полезно будет для развития мелкой моторики у ребёнка проведения с ним таких видов деятельности, как рисование и лепка. Можно попросить ребенка просто нарисовать простой шарик, точку или цветок.
Что делать если ребенок не говорит в 2-3 года.
Если Вы заметили, что ваш ребёнок в возрасте от 2 до 3 лет не говорит, то стоит обратить на это внимание. В первую очередь нужно получить мнение нескольких специалистов. Возможные проблемы, которые мешают ребенку заговорить — это проблемы с прикусом, неврологические и со слухом. Можно начинать ребёнку с ребёнком занятия по стимулированию речи уже в этом возрасте.