Доброго времени суток дорогие читатели. Сегодня, я буду отвечать на Ваши вопросы. Дело в том, чтобы подготовить хороший ответ на Ваш вопрос, мне требуется немало времени.
Девушка мне написала в мой инстаграм, текст сообщения я опубликую ниже, и спрашивала совета, как можно улучшить ее речь.
Здравствуйте! Мне исполнится 20 в этом году. У меня вот такая проблема: отдельно я могу произносить звуки «с,т,д», но когда я применяю их в словах, где есть например «се, те, де, сь, ть, дь», то получается такой неприятный звук, как буд-то я пытаюсь свистеть. Но «са, та, да, со, ту, ду» у меня получается произносить. Проблем именно в тех словах, где есть «се,те,де…»
Это доставляет огромный дискомфорт при общении, и хотелось бы избавиться от него. Получится ли? Заранее спасибо!
Я подготовила для нее сразу ответ на вопрос и сделала небольшое видео, чтобы я смогла в формате голосового сообщения объяснить основные моменты и с чего начинать. Видео я опубликую ниже, если вам удобно послушать, то можете просто прослушать или прочитать ниже.
Я поняла из этого сообщения, опираясь на ту лишь информацию, которую мне предоставили, что в речи (в словах) у нее есть нормальное произношение звуков С, Т, Д, но с мягкими вариантами есть проблема с произношением, а именно: ей нужно исправить произношение звуков СЬ, ТЬ, ДЬ.
На эти три звука она указала, что они нуждаются в коррекции. Ниже я расскажу, какие рекомендации я ей дала.
Начинать работу по коррекции речи нужно с исправления артикуляции мягких вариантов звуков СЬ, ТЬ, ДЬ. Проводить коррекционную работу следует над каждым звуком в отдельности, но нужно провести определенную подготовительную работу перед постановкой звуков.
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков.
Нужно обратить внимание на артикуляционную гимнастику для развития подвижности органов артикуляции (щек, языка, губ). Упражнения нужно подбирать так, чтобы они в дальнейшем нам помогли выработать правильную артикуляционную позу нужных нам звуков речи.
Давайте сейчас разберем упражнения, которые нужно нам использовать на примере работы над мягким звуком СЬ. Я бы посоветовала использовать для данного звука девушке упражнения, которые помогут нам научиться удерживать язык за нижними зубами и растягивать губы широко в положение «улыбка». Сюда подойдут упражнения «Улыбка» и «Широкая улыбка», выполнение этого упражнения вы можете посмотреть ниже на одном из моих видео.
Я развития мышц языка и постановки правильного произношения звука СЬ подойдет упражнение «Горка», смотрите его выполнение ниже.
Итого для развития подвижности органов артикуляции постановки правильного произношения звука СЬ на необходимы 2 упражнения для губ (Улыбка и Широкая улыбка) и 1 упражнение для языка «Горка».
Следующим направление у нас будет работа над развитием речевого дыхания, т.е. постановка направленного речевого выдоха, а именно: нужно научиться делать правильный вдох через нос и делать плавный речевой выдох через рот. Для этих целей существуют разные упражнения, как традиционный, так и авторские, можно подобрать для себя что-то.
После этого нужно переходить к самой постановке звука СЬ.
Постановка звука СЬ.
Исхожу из того, при подборе этого способа постановки, что звук С у девушки хорошо звучит, поэтому я подобрала прием постановки звука С от мягкого звука СЬ. Прием заключается в следующем: нужно растянуть губы в широкую улыбку, упереться языком за нижними зубами (язык находится в положении как при выполнении упражнения «Горка»). Нужно сделать вдох через нос и направленно выдохнуть через рот на язык. Затем выполнить сам прием смягчения, используя (например ватную палочку), нужно просунуть между зубов часть ватной палочки на 5 мм., так чтобы кончик языка слегка опустился вниз, в результате чего и образуется смягчение звука СЬ. Язык принимает слегка иную позу по сравнению с твердым вариантом звука, в этом и заключается отличие твердого звука С от его мягкого варианта звука СЬ.
После постановки звука СЬ нужно его отработать, добиваясь его правильного произношения во всех позициях речи от изолированного звука до момента самостоятельной речи.
Постановка звука ТЬ.
Существует несколько способов. Расскажу про один из них — это способ от мягкого звука, возникающего в результате пощелкивания кончиком языка за зубами. Вам нужно присосать расплющенный кончик языка к внутренней поверхности верхних резцов (передняя часть спинки языка «присасывается» к пространству перед альвеолами).
После постановки звука ТЬ нужно его отработать, добиваясь его правильного произношения во всех позициях речи от изолированного звука до момента самостоятельной речи.
Артикуляция звука ТЬ.
Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Постановка звука ДЬ.
Постановка этого звука также основана на различении артикуляций. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.
Артикуляция звука Д.
Идем работать от артикуляции звука Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.
После успешной отработки всех этих звуков речи я советую полностью пройтись по всему произношению всех звуков. В целом, я выделяю 5 направлений для улучшения речи, которые я описала в этой книге.
Читайте также еще и другие полезные мои статьи.
Вопрос: «Как смягчить звук Р? Ре, ри, рю». Как правильно выговаривать звуки Р и РЬ.
Обзор новой развивающей игрушки Пса-Болтуна.
Игры с солёным тестом для детей. Тесто для лепки детям в домашних условиях.
Как научить ребёнка выговаривать звук Р. Постановка звука Р в игровой форме ребёнку.
«В 20 лет не могу произносить звуки Сь, Ть, Дь!». Артикуляционные упражнения и способы постановки.